О свободе.

Home  >>  Статьи  >>  О свободе.

О свободе.

10
Дек,2015

0

Существует множество интересных наук. Одна из самых наиинтереснейших — психология. Она интересна всем и каждому без исключения. Просто потому, что для человека нет ничего интереснее, чем он сам.

       Передо мной поставили чрезвычайно сложную задачу, сказав, что нужно писать на любую психологическую тему… это ж океан!  — известно, что объять необъятное практически никогда не удается. И по своему опыту могу сказать, что наиболее удачные статьи получаются, когда они пишутся для конкретного человека или на заданную неоднозначную тему, — возникает вдохновение и профессиональный кураж.

       Так о чем же спросить психолога? Да, конечно, на сайте любого уважающего себя психолога представлен перечень вопросов, с которыми следует к нему обратиться. Самые популярные (подсказки), например: развод, фобии, депрессии, панические атаки и далее списком с незначительными вариациями. На практике — реально люди обращаются с несколько иными, более прикладными вопросами, которые ближе к психологии (чем к психопатологии) и которые в жизни важнее.

       Пока вы обдумываете и присылаете свои вопросы, напишу вот о чем.

       На днях в разговоре одна молодая женщина сказала: «хочу полной свободы». Это желание можно сказать универсальное — присущее если не каждому, то очень — очень многим. Мы мечтаем быть свободными. Но как это возможно?  Когда человек родился, он совершенно не свободен. Это понятно — он мал и слаб, и нуждается в помощи, заботе и опеке. Подрастая, он потихонечку отвоевывает себе права и свободы, и все-таки продолжает оставаться зависимым. Отрочество — возраст, когда человек ведет особенно интенсивную борьбу за свободу своей личности. Ему (обычно) отвечают: вот станешь взрослым, тогда…. И что происходит, когда человек становится на самом деле взрослым?  Становится ли он свободным? Давайте посмотрим. Если человек учится или работает, у него есть обязанности. Если у человека есть супруг/супруга — он не свободен. Даже существует устойчивое и понятное  выражение, означающее, что человек состоит в браке: я не свободен/не свободна. Если есть дети, то степень свободы уменьшается. Еще более простой пример: человек живет в многоквартирном доме и в этом случае он имеет ограничения в отношении осуществления своих желаний, т.е. не вполне свободен. Когда человек приобретает недвижимость, степень его свободы увеличивается только на первый взгляд, в реальности — она уменьшается. Если человек стремится к высокому социальному положению, полагая, что получив власть, он станет свободным, и в этом случае он поддается иллюзии. И что же получается — за всю свою жизнь человек никогда не бывает свободным?

       Я намеренно не говорю о свободе политической, социальной. Это несколько иной аспект, с которым психология если и связана, то, скорее, косвенно, чем непосредственно. Психология рассматривает понятие личной свбоды. А вместе с ним и понятие личной ответственности. Например, если человек стремится к свободе, в смысле независимости от родителей, то средством достижения этой свободы будет собственный доход для поддержания своего свободного существования. В этом случае человек приобретает свободу от родительской семьи, но вместе с этим принимает ответственность на себя за добывание средств на свое пропитание. Если человек решает развестись, тем самым он получает для себя свободу от супружеских и (некоторых) семейных обязанностей, но при этом берет на себя ответственность за все последующие изменения, которые произойдут в его жизни в связи с разводом. Почему я говорю об ответственности? Потому что сама по себе свобода привлекательна. Привлекательна настолько, что о менее привлекательной ее спутнице часто забывают. Вместе с тем, ответственность настолько пугает, что человек готов отказаться от желанной и жданной им свободы. В продолжение этой темы можно почитать книгу Эриха Фромма «Бегство от свободы» — о том как человек, стремясь к свободе, на деле от не убегает без оглядки. Оказывается, свобода — большая ценность и платит за нее человек только сам.

      Мне хотелось бы сказать еще об одном аспекте. Мечтая о свободе, стремясь ее достичь, очень важно понимать цель: для чего свобода мне нужна; что я буду делать со своей свободой, когда обрету ее? Тут речь заходит о прогнозировании — есть такая функция у человека в его высшей нервной деятельности (наряду с интеллектом, памятью, мышлением). Если упростить, то прогнозирование сводится к принципу — семь раз отмерь, один отрежь. Я понимаю, что все взрослые люди и тут (с замерами и отрезами) все понятно. Тем не менее, часто оказывается, что человек не готов получить то, чего страстно желал. Например, мой клиент — молодой мужчина, мечтавший приобрести собственный автомобиль. И вот этот жданный автомобиль в пути к нему. Мужчина понимает, что автомобиль полезен, нужен и даже необходим ему, но испытывает постоянную тревогу и страх перед предстоящими изменениями. …собственный автомобиль тоже в некотором смысле свобода, просто к слову… Пусть это частный пример. Другой пример, более распространенный. Обращаются студенты на пороге получения диплома. Вот он практически в руках желанный диплом, завершение высшего полного образования — впереди свобода: свобода выбора, свобода самостоятельной профессиональной деятельности. Только на душе тревога, что-то пугает, но что — непонятно. Связь тревоги и диплома — как новой степени свободы осознается посредством аналитической работы в ходе психологического консультирования. Когда человек понимает преимущества автомобиля, диплома, нового уровня своей личной свободы (и ответственности вместе с ней), тогда тревога снижается и все становится на свои места.

      Так может ли человек быть свободным? Вот автомобиль и диплом — понятия конкретные, осязаемые. Свобода — понятие абстрактное. И представления о свободе у каждого человека будут приобретать индивидуальные нюансы и оттенки. Да, конечно, если спросить у разных людей что есть свобода — опишите, то их высказывания будут иметь много общего. Когда же речь идет о понимании личной свободы (для себя), то представления будут существенно отличаться. Значит, понимание личной свободы зависит еще от каких-то факторов, согласны?  И вот эти факторы сугубо индивидуальны, у каждого человека свои. Например, понимание свободы будет зависеть от потребностей человека. Если человек считает себя бисексуальным, то свободой для него будет возможность вступать в сексуальные отношения с лицами обоих полов. Для человека, считающего себя гетеросексуальным, такая свобода просто не нужна — не отвечает его потребностям. Понимание своей личной свободы будет зависеть и от представлений человека о том, что есть хорошо и что плохо, что правильно и что ошибочно, что допустимо и что непозволительно, что приятно и что вызывает отвращение. Эти представления являются морально-нравственной составляющей личности человека, основа которой формируется в детстве. В течение жизни может меняться в связи с приобретаемым опытом, а может оставаться неизменной и служить внутренними (как бы встроенными в личность) ограничителями личной свободы.

       И в заключение основные мысли.

— Свобода не может быть полной и абсолютной, потому что человек живет среди людей.

— Чтобы приобрести свободу, важно понимать: какую свободу? свободу в чем? свободу для чего? какова ответственность за приобретаемую свободу или что я согласен за желаемую свободу «заплатить»?

— Какие они внутренние ограничители свободы? действительно ли они ограничивают? и что я могу с ними сделать?

Автор: Оксана Собина

 

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий